Петр Шерешевский: «…Есть желание ощутить это очень сегодняшней, злободневной, сиюминутной историей»

Интервью с режиссером премьерного спектакля «Ревизор», который псковские зрители увидят 6 и 7 сентября.

В начале сентября на сцене Псковского драмтеатра мы увидим премьеру спектакля «Ревизор» по всем известной еще со школы пьесе русского классика Николая Васильевича Гоголя. Режиссером выступит руководитель петербургского Камерного театра Малыщицкого Петр Шерешевский, известный псковскому зрителю по спектаклям «Маленькие трагедии» (Русский театр Удмуртии) и «Дни Турбиных» (Тюменский драматический театр). Оба эти спектакля были участникам Пушкинских театральных фестивалей разных лет. Петр Шерешевский в перерыве между репетициями уделил нам время, чтобы ответить на вопросы о творчестве, режиссерской профессии и новом спектакле «Ревизор».

ФОТО Петр Шерешевский

-Петр, в Вашей семье были режиссеры, актеры, люди творческих профессий?

Нет.

-А Вы в детстве занимались в каких-то театральных студиях? Откуда возник интерес к режиссуре?

Я в театральные студии не ходил, и творческих профессий у меня у родителей не было. При этом занимался я в художественной школе, писал какие-то стихи с детства. Вероятно, это связно с тем, что дома много читали книг, был культ литературы. Я с детства понимал, что я хочу заниматься искусством. А уж каким, это не так и важно, я и сейчас так считаю, что в принципе любое нарративное искусство занимается, по сути дела, одним и тем же – рассказывает истории и через них осознает мир и собственное место в этом мире. Тогда, когда настало время выбирать профессию, я стал думать, а какое же искусство при этом может быть еще и востребовано, и кормить? И тогда направил стопы свои в театр. Достаточно прагматично.

-Петр, а в первый раз, когда Вы посетили театр? Где это было? Какое это произвело впечатление?

Не помню. Есть какие-то там семейные легенды про то, как меня рыдающего выводили с «Волка и семерых козлят», но я этого не помню. На самом деле, театр тот, который я помню, я начал смотреть очень поздно. Это уже было после школы, к Додину я стал ходить, смотреть «Звезды на утреннем небе», «Повелителя мух», «Братьев и сестер» и так далее, это вдруг стало очень сильно меня трогать. А до этого воспоминания о театре у меня скорее отвратительные, когда тебя приводят классом на какое-то непонятное действо, и по сцене ходят люди, мучительно кривляются, а ты почему-то должен мучительно смотреть.

ФОТО Петр Шерешевский

-А что Вы считаете режиссерскими способностями? Какие качества?

С одной стороны, это фантазия, даже не фантазия, а воображение, с другой стороны, способность к анализу и синтезу. Нужно понимать: что, почему ты будешь рассказывать. И раскладывать на какие-то данные нам режиссерской школой составляющие тот литературный материал, с которым ты работаешь. Раскладывать с помощью того же анализа жизнь свою, мир, в котором ты живешь. И потом из этих разъятых составных частей синтезировать художественное произведение. Но с одной стороны, это вот такие скучные вещи, как аналитика и конструирование, а с другой стороны, я себе всё время говорю, что нельзя забывать: живопись и поэзию никто не отменял, и это всё равно преломление того, о чем ты хочешь говорить, через какую-то призму художественности и выразительности. И тут необходимо воображение. Сегодня театр, черт его знает, меняется, или у меня такое ощущение. У меня ощущение, что с каждым годом на том языке, на котором ты говорил еще год назад, уже говорить нельзя. И вот это ощущение времени ловить тоже очень важно.

-Помимо способностей, понятно, в любой профессии должны присутствовать мастерство, знание. Как нас раньше учили: знание, умение, навыки. Естественно, когда человек узкой специализации, технической профессии, то здесь он царь и бог, и мало кто оценивает его работу. Что касается творческих профессий, то «специалистов», «знатоков» и критиков огромное количество. Все знают, как должно быть, что должно быть. Какой критике Вы доверяете?

Знаете, критики у нас наоборот, мало. Мнения зрителей – это вещь, на которую нельзя опираться никак, потому что любой спектакль находит горячих поклонников, которые расскажут, почему это прекрасно. И точно таких же горячих «негодователей». Иногда смотрю как один и тот же человек, мною любимый и знакомый, но не связанный с театральным делом, с восторгом воспринимает то, что мне кажется великолепным, и то, что мне кажется антипрофессиональным. А профессиональная критика со всеми оговорками, потому что это все равно люди, всё равно каждый со своим вкусом, со своим химизмом в голове и так далее, поэтому накладывает очень мощный отпечаток субъективности… Но профессиональная критика, мне кажется, штука очень важная и действительно способная вычленять тенденции развития театра и его как-то немножко даже направлять. Мне кажется, что последнее время ее всё меньше, меньше и меньше. Просто очень мало стало изданий, готовых размещать у себя серьезные статьи о театре. И, с другой стороны, раньше критики не боялись. Говорить что-то нелицеприятное, даже устраивать публичные порки. Это всегда очень неприятно и противно читать про себя или даже про кого-то, если ты не согласен с этим мнением. Но степень остроты создавала какое-то напряжение. Сейчас критика стесняется ругаться. Сейчас критика или хвалебная, или просто отсутствует, я имею в виду статьи. И редко встречаешь серьезный анализ, а это самое важное и интересное. Этого хочется и не хватает.

ФОТО Камиль Хардин, Дарья Чураева, Петр Шерешевский

-В любой профессии есть какая-то своя планка, то есть наивысший пик, чего можно достичь. Для Вас лично есть какой-нибудь спектакль или проект, который бы Вы мечтали поставить или осуществить? Или Вы просто идете по жизни согласно судьбе и делаете то, что Вам предлагается?

Мечты никакой нету. Для меня процесс постановки спектакля – процесс постепенного познания мира. Это непрерывный процесс, и нет чего-то, чего хочется достигнуть, потому что важен сам процесс, а не результат. Не совсем как оно катится, потому что я уже давно не позволяю себе делать то, что мне не интересно, с точки зрения выбора материала, поэтому все-таки свою судьбу я имею сейчас возможность определять сам.

-Если говорить о Гоголе, то это уникальная личность. Все его произведения – это безусловно бесценный дар для нас. Где-то он предстает тонким сатириком, в других своих работах мистиком. Гоголь – это безусловно загадка русской литературы, так до конца никем и не разгаданная. Что Вы можете сказать о творчестве Гоголя, насколько оно Вам интересно?

Гоголя? Давно я хожу вокруг него и облизываюсь. Делал один раз, лет 5-6 назад, «Вечера на хуторе близ Диканьки». А вот эти две комедии, которые мы знаем: «Ревизор» и «Женитьба» – давно хотел к ним подступиться. По поводу мистицизма, черт его знает… В «Миргороде», и «Диканьке», и «Петербургских повестях» всё им пронизано… А то, что я сейчас пытаюсь познавать через «Ревизора», я как-то не ощущаю в этом мистики. Я ощущаю в этом очень ловкую, сгущенную, но, по сути дела, просто социальную сатиру. Сдобрена этим очень метким языком, особой поэтикой. Это в принципе популярный жанр для своего времени был. И сейчас, наверное, мог бы быть. Как вот у нас была программа «Куклы», мне кажется, что это где-то рядом, но, несомненно, это классика, в том смысле, что это сделано замкнуто, герметично и говорит нам о каких-то, к сожалению, вечных социальных проблемах.

-Сценическая судьба пьесы, если брать историю, сложилась не сразу, потому что она достаточно политически острая, поэтому добивались разрешения ее постановки у самого императора НиколаяI. После того, как император посмотрел, он сказал: досталось всем, и мне больше всех. Тем не менее, отнесся к постановке с иронией. Спектакль, который Вы ставите, будет ли он тоже политически острый?

В этом и величие классики. Она до тех пор остается классикой, пока она современна нам по смыслам. К сожалению, ничего в России не изменилось. Я считаю бессмысленным рассказывать историю, происходившую двести лет назад. Потому что у зрителя при таком этнографическом подходе возникает искушение сказать себе: «О, забавно, но к нам это никакого отношения не имеет». И смотреть себе спокойненько, развалившись в кресле. А зрителя надо беспокоить, заставлять нервничать, рефлексировать по поводу его личной жизни, личных пороков и ошибок. Я думаю, чтобы рассказать то, о чем Гоголь писал, мы должны говорить про сегодняшний день, сегодняшний мир его пьесой. И да, конечно же, там всем досталось, потому что ничего не меняется, потому что вор на воре сидит и вором погоняет.

-Эта пьеса актуальна была всегда и достаточно активно пошла в мир, бесчисленное количество раз она ставилась в театрах, среди них были яркие постановки, так сказать с большой буквы. В Псковском драмтеатре «Ревизор» ставится второй раз, первая постановка была в 1952 году. Насколько Вам близка энергетика псковской труппы, как Вы думаете, смогут ли они дать Вам нужный импульс для этой постановки, справятся ли?

Во-первых, спектакль сочиняется всегда от артистов. Это именно их энергия, они рождают ее. Я могу только направлять и подсказывать. Поэтому вопрос не верен, справятся они или не справятся, потому что это то, что рождается из них, они не могут с этим не справиться. В общем, я лишний раз убеждаюсь, но я уже к этому привык, что куда ты ни приедешь, в какой театр ни придешь, ты очень быстро оказываешься дома и видишь вокруг себя знакомых и талантливых людей. В любом театре 99% артистов прекрасные артисты, среди них есть бриллианты, остальные просто хорошие. И это всегда так, и слава Богу.

ФОТО Петр Шерешевский, Камиль Хардин

-Белинский писал, что в «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, и вся она представляет собой единый, художественно замкнутый мир. Насколько Вы сохраните первоначальный вариант и будете ли уходить от первоисточника?

Нам, конечно, придется очень сильно пьесу резать и кромсать, просто потому что времена меняются, зрительское восприятие меняется. И нельзя рассказывать подробно всем известную историю… Когда у нас была первая читка, мы читали ее вслух два с половиной часа, если ее играть подробно, то это будет пять с половиной часов. Естественно, мы выбираем какие-то яркие всполохи и сосредотачиваемся на них, чтобы это была законченная и понятная история, эмоционально понятная.

-Современная история?

Ну да.

-То есть современная история будет с переложением текста?

Нет, текст, конечно, останется гоголевский, просто речь о реалиях, мы не будем играть про каких-то людей, которые жили когда-то, носили какие-то сюртуки, потому что это уже странные представления, они не подлинные. Наоборот, есть желание ощутить это очень сегодняшней, злободневной, сиюминутной историей.

культура культураПсков Псков псковскийтеатр театрдрамы Псков
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Пока еще никто не оценил
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Псковскую администрацию наказали на плохую дорожную разметку, которая была нанесена в прошлом году. Как сообщили «МК в Пскове» в сообществе «Убитые дороги Пскова», городская прокуратура провела проверку с привлечением сотрудников ГИБДД. Выяснилось, что на 64-х участках автодорог дорожная разметка отсутствует либо плохо различима. Об этом сообщается в ответе на запрос, который депутат Госдумы Александр Васильев направил в прокуратуру в конце ноября прошлого...
Общество
Два жителя Пскова лишились всех накоплений из-за дистанционных мошенников. Как сообщили «МК в Пскове» в пресс-службе УМВД России по Псковской области, 46-летний пскович перевел деньги на счет злоумышленника, решив, что он сотрудник службы безопасности банка. Злоумышленник убедил мужчину, что с карты хотят списать деньги. Чтобы сохранить сбережения, их нужно перенаправить на другой счет. Еще одной жертвой дистанционного мошенничества стала 24-летняя пскович...
Общество
21-летнего воришку поймали в псковском магазине на Октябрьском проспекте. Как сообщили «МК в Пскове» в пресс-службе управления Росгвардии по Псковской области, инцидент произошел 19 января. Пскович намеревался украсть спиртные напитки. Однако продавец заметил это и нажал на тревожную кнопку. На место прибыли росгвардейцы, которые доставили нарушителя в отделение полиции для дальнейших разбирательств.
Общество
83-летняя пенсионерка упала при резком торможении автобуса и сломала два рёбра. Инцидент произошёл 18 января примерно в 8.25 на площади Ленина в Пскове. Как сообщили «МК в Пскове» в пресс-службе УМВД России по Псковской области, автобус №124 резко затормозил на регулируемом перекрёстке около кинотеатра «Октябрь, отчего пожилая пассажирка не удержалась на ногах. Пенсионерку отправили в больницу, полиция проверяет обстоятельства ДТП.
Общество
Глава Пскова Елена Полонская на встрече со спикером Госдумы Вячеславом Володиным подняла вопрос качества школьного питания. Как передает корреспондент Псковской ленты новостей, она предложила отказаться от процедуры, оговоренной в 44-ФЗ, при закупке продуктов питания в образовательные учреждения. Вместо этого Елена Полонская предложила покупать местный более качественный продукт. В ответ на это спикер Госдумы заявил, что этот вопрос необходимо проработать....
Общество
Псковичка пыталась украсть продукты в магазине в центре Пскова. Как сообщили «МК в Пскове» в пресс-службе управления Росгвардии по Псковской области, инцидент произошел 17 января около 18.00 в магазине на Рижском проспекте. Женщина пыталась незаметно вынести продукты из торгового зала на сумму 2800 рублей. Продавец нажал на тревожную кнопку, и на место прибыли сотрудники вневедомственной охраны «Псковский». Они увезли нарушительницу в отделение полиции для...
Общество
Мамы дошкольников и граждане старше 50 лет могут стать участниками федеральных проектов и получить новую специальность за стипендию в размере 12 с лишним тысяч рублей ежемесячно. Как поясняют в службе занятости, на переобучение со стипендией могут претендовать мамы, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, и неработающие мамы дошкольников, а также люди старше 50 лет - не важно, трудоустроенные или нет. Таких псковичей и жителей области...
Общество
Псковские магазины отказываются принимать у покупателей настоящие банкноты. Все дело в том, что существует три вида купюр номиналом 1000 рублей, и раннюю модификацию продавцы иногда принимают за подделку. Об этом пишет «Псковская правда». В региональном отделении Центробанка рассказали, что в обороте находятся тысячные банкноты 1997, 2004 и 2010 годов выпуска. Деньги, выпущенные 23 года назад, отличаются от более поздних. Специалисты финансовой организации...
Общество
В Пскове в отношении военнослужащего завели уголовное дело за оскорбление представителя власти. Как сообщили «МК в Пскове» в пресс-службе ВСО по Псковскому гарнизону, ночью 9 марта 2019 года рядовой был пьян. Он находился возле дома №6 на улице 128 Стрелковой дивизии, когда его забрала полиция. Далее военнослужащего доставили в наркологический диспансер, а затем – в военную комендатуру. Все это время он оскорблял сотрудников правоохранительных органов, исп...