4 марта в народе вспоминают имена двух апостолов – святых Архипа и Филимона, которые проживали в Колоссе. В Писаниях один из апостолов – их учитель Павел отметил, что Филимон до такой степени растворился в вере, что жилище родное превратил в обитель. Там, по преданию, каждый день собирались верующие люди, а службы проводил сын Филимона – Архип, человек, принявший мученическую погибель за осуждение языческих празднований.
В этот день на Руси молодым барышням было в удовольствие хлопотать на кухне. Люди верили, чем больше яств сегодня красовалось на семейных столах, тем более удачным для них выдастся год. Но утоляя голод, крестьянам обязательно следовало помолиться перед трапезой. А оставшиеся блюда вечером раздавали нищим и сиротам – все доброе, сделанное на Архипа и Филимона, ценилось и умножалось многократно.
Особое место на семейном столе в этот день было отведено солнечному караваю (черепеннику) – символу домашнего уюта и тепла. Им, как правило, угощали всех без исключения: друзей, родственников, соседей, да и простые прохожие не были обделены теплым кусочком лакомства. Крошки, оставшиеся после застолья, кидали за спину, ведь согласно примете, каждый, кто проведет нехитрый обряд, без хлеба следующей осенью точно не останется.
В народе святого апостола от семидесяти Филимона прозвали Вешним, что означает скорый приход теплых весенних дней. 4 марта наблюдали и за животными: если невзначай встречались белые зайцы на пути, значит следовало ожидать сильных снегопадов; меняющие же окраску зайцы символизировали тепло. О скором ледоходе ведали пролетающие мимо скопления чаек. В ночь с 4 на 5 марта нельзя было наблюдать за звездами, поскольку падающие небесные тела предвещали беду. Если угасающий огонек в небе все же пролетит, следовало три раза сказать: «Аминь! Рассыпься!».