Концерт представляет два оркестровых шедевра великого русского композитора.
«Вариации на тему Рококо» словно перекидывают мост из моцартовской эпохи во времена, когда жил и творил Чайковский. «Великолепно! Вот, наконец, настоящая музыка!» – воскликнул о них Ференц Лист после прослушивания нового опуса, навсегда ставшего непременной частью репертуара концертирующих виолончелистов.
Симфония № 4 фа минор – великое автобиографическое сочинение Чайковского, в котором тема грозного, властного фатума, вершащего человеческие судьбы, проходит через все части, подводя к итогу, изложенному композитором в программе к симфонии: «Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Жить все-таки можно». Симфония известна использованием в ее 4-й части русской народной песни «Во поле береза стояла».